Во "что" и "как" верили наши возможные предки до Христианства, ч. 1 - Непознанное - Каталог статей - Талисман силы
Приветствую Вас Гость | RSS
Талисман Силы
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Главная » Статьи » Непознанное

Во "что" и "как" верили наши возможные предки до Христианства, ч. 1

Во "что" и "как" верили наши возможные предки до Христианства - Мировоззрение и религия этруссков

Для начала, приведем небольшую справочку – в тему «возможных предков» …

Начнем с банального: «Hetruscum non ligatur» - «этрусское не читается» (лат.)

Также, по вопросу терминов, обратимся к справочной литературе: в Большой Советской Энциклопедии [1] и "ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ" [2, 3] об этрусках указано следующее: «Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. Tyrsenói, τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древние племена, населявшие в 1–м тыс. до н. э. территорию на северо-западе Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр, и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской».

Между тем, древнейшее племенное название этрусков «Турша» или «Туруша» упоминается уже в египетских памятниках царствования Рамсеса II.

У греков это название приняло форму Тиррена (Τυρσ – ηνοί, Τυρρήνοί). При этом, сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасскому (см. Г.С. Гриневича), называли себя расенами, что означало «свободные» (источник - Древние цивилизации. Этрурия. http://www.gazeta.lv/story/6447.html). Кроме того, «совершенно безоговорочно этруски названы славянским племенем в словаре Стефана Византийского». В свою очередь, в латинском языке корень Turs дал образования Turscus и с добавочным слогом E – и с перестановкой – E–trus–cus, откуда слово Etruria.

Подпись: Одна из древнейших этрусских фресок. [11] «Двое ведут коня под уздцы. За спиной мальчика-наездникасидит молодой леопард. Откуда они идут?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Первый русский этруссколог [Дарда С., «Пояс мира. Летописные параллели в истории Евразии» («THE BELT OF PEACE. Parallels in chronicles in the history of Eurasia», Sergei Darda, 2000). Электронный ресурс: http://www.beltofpeace.com] А. Д. Чертков (род. 1789 г.) в вопросе о происхождении этруссков являлся решительным сторонником их прихода в Италию из Малой Азии. Он же отвергал и модную в его время теорию ретийского происхождения этруссков, согласно которой последние являются потомками индоевропейских нордических племен. В противовес ретийской (тетийской) теории А. Д. Чертков считал, что этрусски (пеласги) двигались из Средней Италии на север.

Крупнейший советский этруссколог А. И. Немировский считает, что предки этруссков — пеласги и тиррены, «прибывшие в Италию согласно традиции в разное время, но жившие некоторое время бок о бок, пока не образовали этрусский этнос». При этом, по мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этруссков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этруссками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

Теория о малоазиатском происхождении этруссков поддерживается Курциусом, фон Дуном, Паули, Мильхгефером, Брицио, профессором Модестовым и др., отчасти Декке.

Активным сторонником средиземноморского происхождения этруссков (точнее, их исторической правоприемственности культур критян, филистимлян, пеласгов и, даже, допотопных атлантов) был также известный российский писатель и атлантолог В. И. Щербаков [5, 6, 7]. В частности, в пользу теории переселения этруссков на Апеннины в своей исследовательской работе об Атлантиде («Всё об Атлантиде». – Из-во «Общество по изучению тайн и загадок земли, Ларге». – 1990.) [7, стр. 109-112] В. И. Щербаков (со ссылкой на А. И. Немировского [8]) приводит тот факт, что «найденный в гробнице именитого этрусска бронзовый корабль из этрусского города Ветулонии («Барка из Ветулонии») представляет некое подобие Ноева ковчега. Неизвестный мастер VII века до н.э. придал кораблю черты действительно допотопного корабля, ничуть не похожего на корабли того времени. У корабля плоское дно, и этим он напоминает ящик. Но что удивительно: на корабле этом разместился целый зверинец. Здесь "каждой твари по паре". Судя по этому и многим другим этрусским памятникам, океан был тогда (до VII века до н.э.) для этруссков рубежом, отделявшим мир живых от мира мертвых. По этой причине путь в этрусский мир мертвых проходил именно по океану, а не по реке - это явствует из того, что корабли окружались изображениями морских чудовищ и дельфинов». Отстаивая свою позицию, В. И. Щербаков также обращает внимание этрусскологов на одну из древнейших этрусских фресок, которая воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этруссков является Малая Азия. В языке хаттов, населявших Малую Азию 5 - 6 тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этрусски же называли сами себя расенами. Именно в Малой Азии, близ Гордиона, найдена недавно керамика, свойственная этрусскам...»

Рисунок с фрески одной из самых ранних (примерно конец VII в. до н.э.) усыпальниц с росписями в "Гробнице Кампана", обнаруженной в 1824 г. в окрестностях Вейи. Фреска, украшающая дверной проем, ведущий в следующую погребальную камеру, состоит из четырех независимых частей, объединенных общей стилистикой. Человеческие, звериные и фантастические фигуры, а также элементы растений раскрашены условными цветами, возможно, имеющими символическое значение. Кроме условной цветовой гаммы заметно и условное решение пропорциональных отношений различных фигур - человеческих и животных, что характерно для греческого искусства того периода. Однако изображение растительных элементов и бордюров говорит и о сильном восточном влиянии. Такое стилистическое решение может быть объяснимо с одной стороны - собственными художественными традициями, с другой - возможным финикийским (точнее - карфагенским) влиянием. Произведения этрусского искусства, выполненные в этом стиле, характерном для конца VIII - VII вв., относятся к так называемому ориентализирующему периоду. По одной из версий- четыре части фриза изображают этапы последовательного превращения ребенка в сфинкса.

Верхняя правая часть, заполненная и людьми, и животными, представляет нам мальчика, сидящего на коне и держащего на привязи за своей спиной маленького львенка или рысенка. Похоже, что демоны смерти перевозят душу ребенка в царство мертвых. У идущего впереди можно заметить на плече двусторонний топор, характерный впоследствии атрибут Харуна. Между ногами коня прижимается к земле собака. На верхнем левом фризе мы видим подростка, который уже один справляется с конем, а лев, также выросший, словно охраняет человека сзади.

Нижний левый фриз демонстрирует взрослого льва, облизывающего грифона, и львенка, трогающего грифона.

Наконец, последняя часть представляет юношу-сфинкса (в отличие от греческих сфинксов, бывших в основном, женского пола), которого трогает, так, словно отталкивает лев с человеческим лицом и, похоже, печальными глазами.

 

Схожих с В.И. Щербаковым взглядов в отношении этруссков придерживался и Г.С. Гриневич (4, "ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ * результаты дешифровки*", Т.1. – М., «Общественная польза». - 1993.) Правда, справедливости ради, необходимо отметить, что в своем исследовании истории возникновения працивилизации этруссков Г.С. Гриневич не рассматривает всерьез возможность происхождения этруссков от поздних атлантнов. В частности, по данному вопросу он пишет: « … Делалась попытка решить загадку этруссков с помощью... легенды о затонувшей стране Атлантиде, о которой писал Платон. Итальянец Никола Руссо, издававший в 1930-1932 годах журнал «Атлантида в Италии», объявил этруссков потомками легендарных атлантов, ссылаясь на труды малоизвестного греческого писателя Филокура. Местоположением же платоновской Атлантиды Руссо считал Тиррениду, сушу, по предположению некоторых геологов существовавшую между Корсикой, Италией и Сардинией. В 1962 году французский атлантолог Гиньяр, предположив, что этрусски являются выходцами из Атлантиды, «перевел» такой этрусский текст: «Рао (жрец-авгур) плывет парусами по направлению к острову женщин-гигантов Аттар-лан-дхит (земли предков)». Это «чтение» настолько фантастично, что никто из специалистов-этрусскологов даже не стал опровергать его…»

В отношении же собственной версии происхождения этруссков (которая, в общем и целом никоим образом не противоречит, но, наоборот, дополняет и более подробно раскрывает «постатлантическую» версию, как В.И. Щербакова, так и автора данной статьи – Прим. авт.) Г.С. Гриневич пишет [4, стр. 254-255]:

«…Праславянской письменностью выполнены: тэртерийские надписи (V тысячелетие до н. э.); протоиндийские надписи (XXV-XVIII вв. до н.э.); критские надписи (XX-XIII вв. до н. э.), в их числе надписи, исполненные линейным письмом А, линейным письмом Б и Фестский диск; этрусские надписи (VIII-II вв. до н. э.), а также надписи, найденные на территории расселения восточных и западных славян и исполненных так называемым письмом типа «черт и резов». Таким образом, праславянской письменностью славяне пользовались на протяжении, по крайней мере, 6 (шести!) тысячелетий, до перехода на буквенное письмо, созданное Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. нашей эры…

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Неожиданная находка обнаружена в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии. Всеобщее восхищение вызвали три крохотные глиняные таблички. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских (возраст табличек был определен современным методом радиоуглеродного [1]анализа – Прим. авт.). Остается только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее на сей день в истории человечества письмо. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в начале VI — середине V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры. Винча.

… Взяв за исходное Тэртерию, можно начать с утверждения, что в V тысячелетии до н.э., т.е. 7 тысяч лет тому назад, славянские племена населяли обширные пространства Подунавья на юго-востоке Европы.

В конце V — начале IV тысячелетия до н.э. произойдут значительные подвижки славян в пространстве, в восточном и южном направлениях.

В южном направлении отдельные волны этого движения достигнут Двуречья. Останки наших предков лежат в основании холма «Эль-Убайд», вокруг и поодаль от которого вырастут со временем города Шумера и Вавилона. И мы обязаны помнить тех, кто научил строить эти города.

Продвигаясь в восточном направлении, славяне достигнут Среднего Поднепровья, и уже в III тысячелетии до н.э. почти все Подунавье-Поднепровье будет охвачено высокоразвитой трипольской культурой. Эта культура постепенно, но более широким фронтом, чем в IV тысячелетии, станет распространяться на юг. «Вовлеченные в колонизационный процесс, в своем движении на юг часть трипольцев достигнут Пенджаба и Инда». И здесь славяне, называвшие себя РЫСИЧАМИ, создадут одну из трех величайших культур Древнего Востока — протоиндийскую культуру, на которой затем поднимется культура Древней Индии. Протоиндийская цивилизация, просуществовав около 700 лет, к 1800 году до н.э. внезапно прекратит свое существование. Возможной причиной ее исчезновения считали завоевание Индии арийцами, однако завоевание Индии арийцами имело место почти три столетия после исчезновения культуры Мохенджо-Даро и Хараппы. Так что причину ее исчезновения следует искать в другом. Возможно в том, что именно в это время, около 1800 г. до н.э. в метрополии произошло столкновение трипольских племен с восточными племенами, населявшими степи к востоку от Днепра. Исход этого столкновения будет носить для трипольцев катастрофический характер.

Изгнанные из Среднего Поднепровья славяне проторенными путями устремятся на юг, на Балканы, а затем далее — в Эгеиду, уже под именем «пеласги». Сюда же, через Малую Азию придут их соплеменники — рысичи, оставив свои города у подножий Гималаев (это обстоятельство хорошо объясняет расхождение мнений специалистов о том, откуда пеласги пришли в Догреческую Грецию и на Крит — с севера — через Балканы или с востока — через Малую Азию).

Все вместе на острове Крит они создадут могучую Критскую державу, искусство которой станет предтечей великого искусства Древней Греции. И снова, на этот раз уже природа захочет испытать наших предков на прочность. Она пожелает стереть их с лица земли — имеется в виду взрыв вулкана на острове Санторин около 1450 г. до н.э., после которого могущество Критской державы будет подорвано и гонимые дорийцами славяне (минойцы-пеласги-рысичи) покинут Крит. И вопреки всему через несколько веков потомки индских и критских «рысичей» — «росы» обретут прежнюю силу и могущество, но уже на иной земле, в Италии, в той ее части, которую принято называть Этрурия.

Как складывалась судьба славян в дальнейшем, сказать трудно. Но одно несомненно, что в конце концов они вернутся на свои исконные земли. Произойдет это, видимо, не раньше IV-III вв. до н.э. Принявшись за обустройство вновь обретенной земли и заботясь прежде всего о своей безопасности, славяне возведут огромные крепости и насы-пят грандиозные «Змеевые валы», которые протянутся «аж до Киева»…»

 

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этруссков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря». Однако, в 2007г. в СМИ (Lenta.ru, 14-18.02.2007 – «Генетика этруссков подтвердила правоту Геродота»: http://lenta.ru/news/2007/02/14/etruscan/и The Guardian, 18.06.2007 – «The enigma of Italy's ancient Etruscans is finally unravelled»: http://www.guardian.co.uk/international/story/0,, 2105308, 00.html) появилась информация о том, что ученые из Туринского университета, сопоставлявшие генетические данные жителей итальянского региона Тоскана с данными обитателей Турции, пришли к выводу о том, что древние этрусски происходили из Малой Азии, с территории современной Турции. Исследователи из Туринского университета предположили, что потомки этруссков по-прежнему составляют часть населения региона. Они изучили ДНК обитателей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло. Донорами генетического материала были мужчины из семей, живших в этом регионе на протяжении, по крайней мере, трех поколений, и чьи фамилии уникальны для региона. Выделенные игрек-хромосомы (передающиеся от отца к сыну) сопоставлялись с игрек-хромосомами жителей других регионов Италии, Балканского полуострова, Турции и острова Лемнос в Эгейском море. В результате выяснилось, что генетические образцы из Вольтерры и Мурло находят больше совпадений с образцами с Востока, нежели из Италии. У жителей Мурло найден генетический вариант, который вообще встречается только у жителей Турции. В начале 2007 года похожее, но "менее убедительное", как пишет The Guardian, исследование провела другая группа ученых. Она исследовала участки ДНК, передающиеся от матери к дочери. Результаты указали на западноазиатское происхождение тосканцев. В 2004 году совместная испано-итальянская группа ученых, изучая ДНК из фрагментов, найденных в этрусских гробницах, пришла к выводу, что этрусски генетически были ближе друг к другу, чем к современным итальянцам. Если эти заключения верны, то древнегреческий историк V века до нашей эры Геродот справедливо указывал на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского полуострова.

Но вернемся к Религии этруссков …

По мнению большинства специалистов, системой верования у этруссков был имманентный политеизм; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел. Сенека младший говорил (спустя длительное время после ассимиляции этруссков) что различие между «нами» (население Римской Империи) и этруссками состояло в том, что: «Тогда как мы верим, что молнии высвобождается как результат столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы высвободить молнию: поскольку они приписывают все божеству, они закономерно верят не в то, что вещи имеют значение потому, что они происходят, а в то, что они происходят, поскольку у них есть значение».

Сами этрусски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, двумя главными из которых были Тагет[2] (основатель космогонического учения этруссков) и нимфы Вегойя (в книге пророчеств которой говорилось о сути границ и последствиях нарушения закона).

При этом, по сообщению средневекового писателя Свиды [Suida. s. v. 39. О своеобразии этрусской космогонии см.: Емельницкий Л. А. К происхождению этрусской космогонии-дивинации // ВДИ. 1977. №2.], в основе космогонического учения этрусского провидца Тагета (Тагеса) лежала вера в то, что творец-бог создал мир за 12 тысяч лет, соответствующих знакам зодиака. В первое тысячелетие были созданы вода и земля, во второе – небосвод, затем море, души животных, в шестое – люди. После шестого тысячелетия все повторяется сначала. При этом, этрусское представление о естественном веке определялось как "saeculum" (в своем первоначальном смысле данное понятие означало "род", "поколение", позднее стало соответствовать слову "век") [Базинер О., Древнеримские секулярные игры. Варшава, 1901. С. 15.,Эргон Жак, «Повседневная жизнь этруссков». - Молодая гвардия, 2009. - 360 с.] и во временном аспекте измерялось в сто лет. В этой связи, у этруссков существовали ритуальные очистительные игры по случаю наступления нового века, возможно, что и римляне отмечали их при этрусских царях. По крайней мере, Впервые Секулярные игры, знаменовавшие истечение века, отмечались в Риме, согласно традиции, в III в. до н. э. Есть упоминание о праздновании столетия в более ранний период, еще до правления династии Тарквиниев.

Проекция космогонического учения Тагета (Тагеса) на мировоззрение каждого конкретного человека гласила о том, что человеческая жизнь делилась на 12 семилетних циклов — «недель». Каждая такая «неделя» приносила человеку новые возможности, ставила перед ним особые задачи; он получал дары от богов и мог обращаться к небожителям с просьбами. Когда заканчивался десятый цикл и человеку исполнялось 70 лет, он утрачивал право просить и получать от богов что бы то ни было. А в конце 12-й «недели», в 84 года, люди «выходили из своего духа», и им уже не нужны были знаки. Те же самые циклы, но более длительные, определяли жизнь городов, государств и целого человечества.

Таким образом, жизнь для этруссков была коротким мгновением по сравнению с вечностью, которой человек принадлежал и к которой возвращался. Символическим выражением этих представлений было и то, что свои жилища и даже храмы этот древний народ строил из быстроразрушающихся материалов, а гробницы — из каменных блоков, переживших тысячелетия. Дома и храмы этрусски украшали образами «пограничных» животных (чаще всего это была лошадь) — они связывали мир живых с миром мертвых и указывали умершим путь в иной мир. В Аквароссе некоторые дома были покрыты черепицей с изображениями (белыми на красном фоне) змей (стихия земли), коней (стихия воды) и аистов (стихия воздуха). Причем эти рисунки видны были только сверху, с «небес», а те, кто шел по улице, не замечали их.

Эта вера этруссков в расцвет и закат всего, что существует на земле, стала основанием для несправедливых обвинений их в пессимизме.

Сравнение религиозных мировоззрений этруссков с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота), прибыли предки этруссков - тиррены и пеласги.

Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этруссков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этруссками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии. Однако, принципиально важной особенностью и характерной чертой этрусской мифологии является тот факт, что в отличие от греческой мифологии (богов которой достаточно легко и логично можно отождествить не столько с представителями более развитой догреческой цивилизации, сколько с «обожествленными» предками самих греков – т.е. с когда-то реально жившими на Земле людьми), этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний.

Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этруссков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков.

Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

Прежде всего, этрусски почитали Троицу Высших Небесных Божеств: Тина - отождествлявшегося с греческим Зевсом и римским Юпитером, Уни – соответствовавшей греческой Гере и римской Юноне, Мнерву - римскую Минерву. Вся Этрурия с ее городами рассматривалась этруссками как некое магическое отражение Небесного мира.

Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств.

Богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти.

Вместе с Тином и Уни в основанном этруссками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников.

Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Свиту верховного бога Тина составляли 12 богов.

В их число входили:

1. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этруссками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы.

2. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших.

3. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан).

4. Богиня Туран, имя которой означало "подательница", считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой

5. Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь.

6. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха.

7. К числу богов "небесной долины" этрусски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне).

8. Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны.

9. Из италийской мифологии этруссками был воспринят Май-ус - хтоническое божество растительности.

10. Этрусски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван.

11. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне).

Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции - мудрость, искусство и др.

Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях также обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в "главного бога Этрурии", как его называет Варрон (Antiquitatum rerum... V 46).

Троице небесной, в свою очередь, соответствовала Троица Подземных Божеств: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина, и третья богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру.

Здесь также стоит упомянуть и этрусских божеств врожденной природы: Catha и Usil, солнце, Тивр, луна, Сефланс, бог огня, Туран, богиня любви, Ларан, бог войны, Leinth, богиня смерти, Maris, Thalna, Turms и бог Фуфлунс, чье имя некоторым неясным образом родственно городу Популония.

Наряду с культом богов у этруссков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов.

Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов.

Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса).

Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. До I в. н.э. в Риме был палач, который добивал смертельно раненных гладиаторов. Он носил маску демона смерти Хару и его молот. Кровь гладиатора служила своеобразным выкупом за покойного. Тела погибших гладиаторов выволакивал со сцены человек в маске змееволосого Тухулки.

Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага.

Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусски верили в глубинный контакт с божественностью. Они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Эти практики в общем были унаследованы римлянами. Бог назывался ais (позже eis) множественное число от которого - aisar. Они находились в afanu или luth, свщенном месте, таких как favi, могиле или храме. Туда необходимо было приносить fler (множественное число - flerchva) "подношения".

В жертву богам приносили зерно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Из этого обряда у этруссков развились гладиаторские игры: рабов заставляли сражаться насмерть на похоронах их господина или с целью жертвоприношения травили людей собаками. Заимствованные у этруссков гладиаторские игры и травля людей зверями утратили у римлян свой первоначальный ритуальный смысл и превратились в кровавые зрелища, которые устраивались для развлечения горожан.

Вокруг mun или muni, могил, существовали man или mani (латинское Manes), души предков. В иконографии после 5го века до н.э., умершие показаны путешествующими в подземный мир. В некоторых примерах искусства этруссков, таких как Могила Francois, дух умершего определен термином hinthial (буквально "(тот, кто) внизу"). Специальный судья, cechase, присматривал за cecha, или rath, священными объектами. Тем не менее, каждый человек имел свои религиозные обязанности, которые были выражены в alumnathe или slecaches, священном обществе. Никакое публичное событие не проводилось без netsvis, гаруспика, или его женского эквивалента, nethsra.

Верования этруссков о загробной жизни представляются составным накоплением верований вследствие различных исторических влияний. Этрусски, в общем, разделяли ранние средиземноморские верования, как египтяне, которые выживание в загробном мире и процветание там связывали с обращением с останками усопшего здесь. Могилы этруссков имитировали домашние строения и характеризировались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах (примеры показаны ниже), была репрезентация усопшего в ее или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг; иногда усопшего помещали на каменную скамью. Поскольку этрусски практиковали смешанные обряды погребения и кремации, в пропорции, зависящей от периода, могила могла также содержать урны с пеплом и костями; в этом случае, урна могла иметь форму дома или быть представлена в форме усопшего.

В дополнение к миру, подверженному влиянию земных дел, существовал мир переселения душ (трансмиграционный) по ту сторону могилы, по образцу греческого Аида.

В частности, по Р. П.Василенко [Василенко Р. П., Этрусски и христианская религия, «Античный мир и археоло-гия». Вып. 5. Саратов, 1983. С. 15-26,Эргон Жак, «Повседневная жизнь этруссков». - Молодая гвардия, 2009. - 360 с.], этрусские погребальные фрески архаического периода отражают взгляд на посмертное бытие как на естественное продолжение земной жизни. Постепенно они сменяются сюжетами, связанными с процессом изменения представлений о загробной участи. И задолго до того, как идея воскрешения из мертвых и посмертного воздаяния были отмечены в книге Даниила (XII. 2-3), картины потусторонней жизни предстали на этрусских фресках V в. до н. э.24 Души умерших сопровождаются страшными демонами и чудовищами. Божества aita и phersepnei выступают в качестве судей в сценах наказания душ. На фресках могил "Авгуров" и "Олимпиады" в качестве участника кровавой ритуальной игры – борьбы человека с собакой – присутствует phersu – чье имя близко по форме к божеству подземного царства Персефоне. Принадлежность его к акту мучения подчеркивается надетой маской в виде головы собаки (волка), служащей олицетворением Аида25. Изображение этого же божества на фреске из могилы Пульчинеллы убегающим предполагает благополучней исход для человека. Такие разные образы одного и того же божества суть выражения представлений о посмертной судьбе в заупокойном культе этруссков.

Судьба человека определялась также демонами преисподней, которые на сепулькралъных памятниках IV-II вв. до н. э. изображаются со свитками или диптихами в руках. Эти последние представляли собой реестры, включающие основные жизненные этапы усопшего, его родословную, социальное положение, продвижение по службе и т. д., то есть то, что могло служить основанием для определения места в подземном мире, для окончательного решения его судьбы [Мавлеев Е.В. "Книга жизни" у этруссков. (К интерпретации образов "пишущих демонов" на этрусских памятниках.) // Тр. ГЭ. 1976. Т. 17. С. 92.].

Доп. ссылки (авторские материалы):

1. Этрусски- Систематизированные Исторические Данные по Этрусскам (Etruscas) - http://samlib.ru/a/almistow_a_a/vip-etrusskas.shtml

2. Атлантида: славянский образ из глубины веков - http://samlib.ru/a/almistow_a_a/atlanti-slavjane.shtml


[1]Профессор Чикагского университета Виллард Либби разработал метод датировки по радиоактивному углероду C14, за что его впоследствии наградили Нобелевской премией. Радиоактивный углерод C14, образующийся в атмосфере Земли в результате воздействия космического излучения, окисляется и усваивается растениями и животными. Однако его содержание в мертвых тканях постепенно убывает, при этом в определенный срок распадается определенное количество C14. Период полураспада C14 равен 5360 годам. Поэтому по количеству C14 в органических остатках можно определить время, прошедшее с момента гибели растения или животного. Метод В. Либби дает довольно высокую точность датировки: +50-100 лет.

 [2]По некоторым данным, в Фессалии, заселенной некогда пеласгами, Таг был титулом верховного правителя.

 

Категория: Непознанное | Добавил: denisdm (14.01.2013)
Просмотров: 521 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Внешние Источники:

1.Большая Советская Энциклопедия. Этруски. http://bse.sci-lib.com/article 127374.html.
2.“ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955;
3.“ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 2. - под ред. Ю. П. Францева. - АН СССР, Гос. издат. Полит. литер. - М., 1955;
4.Гриневич Г.С., “ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ * результаты дешифровки*", Т.1. – М., «Общественная польза». - 1993. - 328 стр.
5.Щербаков В.И., “Близкие и далекие этрусски“, “Техника Молоде-жи”-5/1984
6.Щербаков В.И., “Где искать Атлантиду?“, “Знак вопроса” - 9/90;
7.Щербаков В.И., “Все об Атлантиде“. – Из-во «Общество по изуче-нию тайн и за-гадок земли, Ларге». – 1990. – 224 с.;
8.Немировский А. И., А. И. Xарсекин, Этрусски, Воронеж, 1969, стр. 117
9.Робер Жан-Ноэль, «Этрусски», М, 2007.
10.Дарда С., «Пояс мира. Летописные параллели в истории Евразии» («THE BELT OF PEACE. Parallels in chronicles in the history of Eurasia», Sergei Darda, 2000). Электронный ресурс: http://www.beltofpeace.com
11.Suida. s. v. 39. О своеобразии этрусской космогонии см.: Емельницкий Л. А. К происхождению этрусской космогонии-дивинации // ВДИ. 1977. №2.
12.Базинер О., Древнеримские секулярные игры. Варшава, 1901. С. 15.,
13.Эргон Жак, «Повседневная жизнь этруссков». - Молодая гвардия, 2009. - 360 с.
14.Немировский А.И., "Этрусски: от мифа к истории". - М., 1983.
15. Немировский А. И., "Этрусская загадка". ВИ N 5, 1985.
16. "Краткие тезисы докладов к научной конференции "История и культура этруссков" (17-19 октября 1972 г.)".- Л., 1972.
17. Блок Р., "Этрусски - предсказатели будущего", Москва, Центрополиграф, 2004 г.
18. Георгиев В., История Эгейского мира во II тыс. до н. э., "Вестник древней исто-рии", 1950, N 4;
19. Гриневич Г.С., "ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ * результаты дешиф-ровки*", Т.1. - М., "Общественная польза". - 1993. - 328 стр.;
20. Ельницкий Л. А., "Из новейшей литературы об этруссках" // "Вестник древней истории". No 3-4. С. 215--221.
21. 3алесский Н. Н., Этрусски в Северной Италии, Л., 1959, стр. 49
22. Иванов Вяч.В., К истолкованию этрусских текстов на основе сравнительного языкознания. // Текст: семантика и структура. "Наука", М., 1983
23. Мавлеев Е.В. "Книга жизни" у этруссков. (К интерпретации образов "пишущих демонов" на этрусских памятниках.) // Тр. ГЭ. 1976. Т. 17. С. 92.
24. Молчанов А. А., "Таинственные письмена первых европейцев". "Наука", М., 1980.
25. Наговицын А.Е., Мифология и религия этруссков. М., 2000 г.
26. Немировский А. И., "Норция. Проблемы истории древнейших классовых об-ществ европейского Средиземноморья. В. 1." (раздел "ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ У ЭТРУССКОВ"), Воронеж, 1971. Стр. 15-27.
27. Немировский А. И., "Археологические музеи Тосканы" // "Вестник древней ис-тории", 1992. No 1. С. 237--244.
28. Неронова В.Д., Этрусски и Ранний Рим./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.415-430
29. Харсекин А.И., Вопросы интерпретации памятников этрусской письменности. - Ставрополь. 1963
30. Чертков А.Д., "Пеласго-Фракийские племена, населявшие Италию", Москва, 1853
31. Чертков А.Д., "О языке пеласгов", Москва, 1853

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[ Категории раздела ]
Затмения и Лунные фазы [9]
Мои статьи [5]
Астрология [27]
Магия [96]
Непознанное [69]
История и события [22]
Здоровье [3]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

[ Форма входа ]

[ Поиск ]
 

Фазы Луны на RedDay.ru (Москва) 


 
Денисов Дмитрий на сервере Стихи.ру Рязанский портал чародеев и ведьм ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг магических сайтов Кома Души
Copyright MyCorp © 2016Бесплатный конструктор сайтов - uCoz